ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
В Выставочных залах города Владимира до 4 июня 2023 года продолжает свою работу выставка «Индия, любовь моя», посвященная культуре и традициям, философии и мировоззрению прекрасной и загадочной страны – Индии. Экскурсовод Выставочных Залов подготовил для всех, кто хочет ближе познакомиться с выставкой и искусством Индии, лекцию, посвященную священным образам Индии.
Корова почитается как священное животное в индуизме, джайнизме, зороастризме, также почиталась ранее в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Забой коров и употребление говядины в индуизме является табу, из-за которого возник фразеологизм «священная корова» — тот, кто обладает правовым иммунитетом.

В индуизме корова почитается как священное животное. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как благостное животное. Так же как и мать Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования. Так как корова даёт молоко и питательные молочные продукты, которые служат одним из важных элементов вегетарианского питания, индуисты почитают её как материнскую фигуру. Бык, в свою очередь, выступает как символ строгости.

Исторически корова всегда отождествлялась с кастой брахманов, или священников, и убийство коровы рассматривалось как такое же тяжкое преступление, как убийство брахмана. Во времена правления династии Гупта в середине I тысячелетия н.э., убийство коровы каралось смертной казнью. В настоящее время в таких странах, как Индия и Непал, где индуизм исповедует большая часть населения, корова находится под защитой государства и пользуется огромным уважением. Защита коров и отказ от употребления говядины в пищу традиционно является неотъемлемой частью индуизма.
На санскрите для обозначения коровы обычно используется слово го, родственное английскому cow и латинскому bos. Оба термина, как и русское говядина, происходят от праиндоевропейской основы *gwous. Крупный рогатый скот на санскрите называется словом пашу, от праиндоевропейского *peḱu-. В санскрите также есть слова дхену для коровы и укс для быка.

Молочных коров также называют а-гхнья, «та, которую нельзя убивать». Согласно определённому толкованию терминологии, используемой в отношении коровы, можно сделать вывод о том, что исторически корова находилась под защитой.
Традиция почитания коров и запрета на их убийство уходит своими корнями в ведийскую религию. В «Дхармасутрах» Васиштха, Гаутама и Апастамбха запрещают употребление в пищу мяса коров, а в «Баудхаяне» определяются различные виды наказания за их убийство (причём убийство быков карается более строго). Запрет на убийство молочных коров упоминается в «Ригведе», «Махабхарате» и «Ману-смрити».

В ведийской религии и в более поздний период корову почитали возможно и потому, что население индийского субконтинента, большую часть которого составляли пастухи и земледельцы, исторически зависело от молока и молочных продуктов и использовало коровий навоз как удобрение и топливо. Повсеместно в современной Индии люди используют коровий навоз для самых разных целей. Дым горящего навоза отгоняет комаров и других насекомых, а пепел сгоревшего навоза используется как удобрение в сельском хозяйстве. По этим и другим причинам корова в индуизме почитается как материнская фигура «гау-мата».
Индуизм, или санатана-дхарма, основывается на понятии вездесущности Бога, на том, что изначальная и истинная природа всех живых существ (включая животных птиц, насекомых и растения) духовна и вечна. Таким образом, убийство любого живого существа является грехом, так как прерывает естественный цикл перевоплощений, и живое существо из-за постигшей его насильственной смерти обречено заново родиться в той же самой форме жизни.

Элемент почитания коров присутствует во всех основных священных писаниях индуизма, где описывается, что коровье молоко помогает пробудить в человеке саттвические качества. Коровье гхи (топлёное масло) повсеместно используется при проведении религиозных ритуалов и в обряде приготовления пищи (прасада). Коровий навоз применяется как удобрение в сельском хозяйстве. Принято считать, что он обладает большой очистительной силой и поэтому его также используют для очищения жилища, обмазывая им стены. Дым от коровьего навоза является сильным дезинфицирующим средством.
Индостан — это благодатное место для земледелия, здесь на большинстве территорий собирают три урожая в год. Для такого частого посева и сбора урожая нужна тягловая сила, много удобрения, чтобы почва не истощалась. Поэтому нужны коровы и быки: на быках пашут землю, перевозят урожай и другие грузы, навоз используется как удобрение.

Также корова даёт молоко, которое в соответствии с ведической наукой о здоровье — аюрведой — считается саттвичной пищей, то есть пищей в гуне благости. Это означает, что те, кто питается молоком и молочными продуктами, обладают более спокойным нравом, благостными мыслями, адекватным восприятием реальности вокруг.
Корова в индуизме символизирует:
- мать, потому что в основном даёт, ничего не требуя взамен, кормит молоком, как мать;
-кормилицу: молоко, даваемое коровой, превращается во множество питательных продуктов, буквально спасающих жизнь множеству жителей Индии; людей там около миллиарда, а кушать хочется каждый день;
-божественную природу: описана в священных для индусов текстах как божественная и святая, на быке Нанди ездит сам Шива, коров в детстве пас сам Кришна и его брат Баларама;
-чистоту и святость: отражается в бескорыстии коров по отношению к людям; также это описано в священных писаниях;
-гуну благости: всё что производит корова, считается в Индии благостными продуктами, исцеляющими, дающими силы и просветляющими сознание;
-процветание, богатство, благополучие: корову издревле положено дарить брахманам; обычно это делали очень состоятельные люди или цари, также по древнему обряду, описанному в «Махабхарате», при встрече цари всегда дарили корову друг другу.
Ритуалы
Корова - символ богатства, причем не только материального, но и духовного. Обрести его можно было через жертвоприношение.

Коров в Индостане почитают за альтруизм, спокойный нрав, крайне полезную функцию для общества. Ни один религиозный праздник и ритуал не обходится без использования масла гхи и творога. Ритуалы, жертвоприношения и пуджи являются основой жизни почти каждого индуса. Невозможно себе представить подношение божествам или служение в храме Шивы без возлияния молочных продуктов на Шивалингам.
В Индии ритуалам, жертвоприношениям или ягьям отводится одно из первостепенных значений в жизни каждого человека. Ягьи проводятся по любому более-менее важному поводу. Коровье молоко и его производные напрямую участвуют почти во всех ритуалах.

Также невозможна свадьба по религиозным канонам без возлияния масла гхи в жертвенный огонь. Крупные жертвоприношения требуют больших затрат молочных продуктов, включая кормление всех приглашённых брахманов и гостей.

Годан (дословно «дарование коровы») — индуистский обряд, совершаемый по смерти индуса и заключающийся в преподнесении брахману коровы, которая, согласно верованиям индусов, должна помочь душе умершего переправиться в царство бога смерти Вантарини. Легенда гласит, что для перехода в иной мир после смерти необходима корова, только она способна помочь человеку преодолеть этот путь. Умерший должен крепко держаться за хвост, чтобы не потеряться в пути.

Отождествление коров с богами
Животные отождествляются с кастой жрецов – брахманов, и считаются неизменными спутниками многих богов, а также их зооморфным воплощением на земле.

Древние письмена свидетельствуют о том, что при сотворении мира Боги подняли из океана чудесную корову Камадхену - корову желаний, которая исполняла желания владельца. Ее вторым именем было Сурабхи – «сладко пахнущая». Сегодня считается, что любая корова может исполнять желания, главное, найти к ней правильный подход.
Согласно ведическим писаниям, корова это не только способ выжить и кормилица, у неё божественное происхождение — она мать всех коров. Богиня Сурабхи специально совершала аскезы, чтобы коровы стали благостными и помогали всем нуждающимся в разных мирах. Ученые считают, что в рассказе о Сурабхи отразились очень древние представления, восходящие еще к древнеарийской эпохе, когда основным занятием индоиранских племен являлось скотоводство, а корова была основным источником пищи и символом благосостояния.

Корова в индуизме также ассоциируется с разными дэвами и формами Бога, в частности, с Шивой, который ездит на быке Нанди, с Индрой, который тесно связан с коровой Камадхену, через которую он исполняет желания, и с Кришной, который провёл своё детство как пастушок коров и телят во Вриндаване. В том числе и поэтому пастушество в Индии издревле считалось трудом особенным, божественным.

Царя богов, повелителя небесного царства, бога света, молнии и дождя, предводителя воинства Индру нередко изображали в виде коровы.

В «Ригведе» коровы также олицетворяют свет или лучи, а реки часто сравниваются с коровами: «Коровы — священны и являются олицетворением добродетели. Они наиболее чистые и обладают самой большой очистительной силой.»
В «Атхарваведе» тело коровы представлено различными дэвами и другими элементами.
В «Харивамше» Кришна описывается как пастушок. Его там часто называют Бала Гопалой — «ребёнком, защищающим коров», или другим именем, Говинда, которое означает «приносящий радость коровам».
В Пуранах описывается, как от богини земли Притхви в форме коровы различные дэвы получали благоприятные субстанции, служившие на благо людей. В Пуранах корова объявляется матерью всей цивилизации, а молоко — одним из основных продуктов питания для людей. Подарок в виде коровы описывается как самый лучший дар, который только можно преподнести.
Вахана
Вахана от санскрита «восседать, ехать на чем-либо». Вахана - это тотем (мифический родоначальник) и одновременно олицетворение бога, чьим ездовым животным является. Вахана приумножает силу "своего" бога. Вот почему возле индуистских храмов ставили изображения вахан, и по ним сразу можно определить, кому из богов посвящен храм.
Бык Нанди — вахана великого бога Шивы. Нанди олицетворяет строгость, чистоту ума и тела, сострадание и истину. Также он символ мужества и преданности. В «Ваю Пуране» описано, что Нанди — сын мудреца Кашьяпы и Сурабхи (божественной коровы).
Статуи Нанди есть в каждом шиваитском храме, обычно Нанди изображают в поклоне алтарю с Шивалингамом. Во время танца Шивы (Тандава) Нанди подыгрывает Шиве своей музыкой.

Жертвоприношения и смерть коровы
В ведийской религии имели место ритуалы жертвоприношения коров. В жертву, однако, приносились только старые и немощные животные, которые таким образом получали возможность обрести новое тело в цикле сансары. Позднее ритуальные брахманические жертвоприношения коров были запрещены.
Не всегда священное животное живет счастливо. Индусы ее очень любят и почитают, но смерть коровы в доме считается страшным грехом. Чтобы искупить этот грех, хозяину необходимо осуществить паломничество по всем святым местам страны. По возвращении домой он обязан кормить всех брахманов в округе. Не каждый может позволить себе такое, поэтому больных коров изгоняют из дома. Вот почему в Индии так много бродячих коров.
Считается, что если индус съест корову, то в загробном мире его настигнут страшные телесные наказания. Их будет столько, сколько волосков на теле съеденной коровы.

Легенды о коровах
В древнем королевстве Патлипутра жил могущественный царь, который имел и славу, и богатства и мудрость. И только одной вещи недоставало владыке для полного счастья – сына. Когда царь, лишившись терпения, отправился посоветоваться со своим Гуру, тот сказал ему: «Однажды, выходя из храма, Ваше Величество не оказали почестей стоящей неподалеку корове. Если вы хотите сына, то вы должны найти белую как молоко корову и ухаживать за ней». Царь так и поступил: он нашел такую корову, кормил и поил ее, отгонял от нее насекомых, сопровождал ее на пастбище и даже спал рядом с ней в коровнике. Однажды из леса выскочил тигр, но царь загородил ее собой, умоляя тигра пощадить корову. Тигр возразил, что он, в качестве ездового животного Богини Дурги, тоже нуждается в жертве. Тогда царь упал на колени и предложил тигру съесть его самого вместо коровы. Тигр оказался божественным испытанием, за праведность и самопожертвование боги даровали царю наследника.
Однажды сын раджи очень сильно заболел, ему никто не мог помочь. Мальчик слабел день ото дня. Отец призывал на помощь богов, проводя дни и ночи в молитвах. В один из дней к дому пришла бродячая корова. Раджа посчитал, что это знак небес. Ребенка напоили молоком, и он стал поправляться. С тех пор считается, что молоко коровы имеет огромную силу, помогает при различных недугах.

Почитание коровы в других странах
В Древнем Египте корову, в отличие от многих других животных, никогда не приносили в жертву, ибо она считалась священным животным богини Хатхор (позднее — и Исиды), а в эллинистический период также из-за греческого мифа об Ио, которую Зевс обратил в корову, пытаясь уберечь ее от гнева своей жены Геры.
Даниэла Рябичева "Символы Индии"
Интересные факты
Эти животные свободно разгуливают даже на взлетных полосах аэродрома. Для того чтобы освободить место, используют записанные звуки рычания тигра.

Цвет
Красный цвет очень важен для индуистов. Они используют его для значимых событий, таких как свадебные торжества, рождение ребёнка, всевозможные праздники. Красный — цвет не только парадной одежды; украшения в храмах, наряды статуй особо почитаемых богов, порошок синдур, который жених наносит на пробор невесты, тоже красного цвета. Если женщина умирает раньше своего мужа, её тело облачают в красное сари, чтобы в райских мирах она встретила его как невеста. Также считается, что красный цвет — это цвет богини Шакти, олицетворяющей силу.

Оранжевый (шафрановый) — это прежде всего цвет огня. Он символизирует чистоту, прошедшую испытание огнём. Также он означает религиозный аскетизм, отказ от мирской жизни в мужской одежде (именно поэтому монахи и странствующие аскеты часто одеты в оранжевое) и верность, вечную женственность и тепло домашнего очага — в женской. В старые времена одежду оранжевого цвета носили воины из касты раджпутов. Этот цвет считается священным и означает жертвенность.

Жёлтый — цвет, символизирующий знания и учение, счастье, гармонию, медитацию, силу разума. Это цвет весны, пробуждения ума. Одежду жёлтого цвета носят боги Вишну, Шива и Ганеша, а также служители культов.

Зелёный символизирует мир и счастье, спокойствие ума. Это цвет природы, успокаивающий и одновременно радующий глаз, это цвет плодородия и жизнеспособности. В некоторых штатах это свадебный цвет, означающий счастье и жизнь.