Ритуалы
Корова - символ богатства, причем не только материального, но и духовного. Обрести его можно было через жертвоприношение.
Коров в Индостане почитают за альтруизм, спокойный нрав, крайне полезную функцию для общества. Ни один религиозный праздник и ритуал не обходится без использования масла гхи и творога. Ритуалы, жертвоприношения и пуджи являются основой жизни почти каждого индуса. Невозможно себе представить подношение божествам или служение в храме Шивы без возлияния молочных продуктов на Шивалингам.
В Индии ритуалам, жертвоприношениям или ягьям отводится одно из первостепенных значений в жизни каждого человека. Ягьи проводятся по любому более-менее важному поводу. Коровье молоко и его производные напрямую участвуют почти во всех ритуалах.
Также невозможна свадьба по религиозным канонам без возлияния масла гхи в жертвенный огонь. Крупные жертвоприношения требуют больших затрат молочных продуктов, включая кормление всех приглашённых брахманов и гостей.
Годан (дословно «дарование коровы») — индуистский обряд, совершаемый по смерти индуса и заключающийся в преподнесении брахману коровы, которая, согласно верованиям индусов, должна помочь душе умершего переправиться в царство бога смерти Вантарини. Легенда гласит, что для перехода в иной мир после смерти необходима корова, только она способна помочь человеку преодолеть этот путь. Умерший должен крепко держаться за хвост, чтобы не потеряться в пути.
Отождествление коров с богами
Животные отождествляются с кастой жрецов – брахманов, и считаются неизменными спутниками многих богов, а также их зооморфным воплощением на земле.
Древние письмена свидетельствуют о том, что при сотворении мира Боги подняли из океана чудесную корову Камадхену - корову желаний, которая исполняла желания владельца. Ее вторым именем было Сурабхи – «сладко пахнущая». Сегодня считается, что любая корова может исполнять желания, главное, найти к ней правильный подход.
Согласно ведическим писаниям, корова это не только способ выжить и кормилица, у неё божественное происхождение — она мать всех коров. Богиня Сурабхи специально совершала аскезы, чтобы коровы стали благостными и помогали всем нуждающимся в разных мирах. Ученые считают, что в рассказе о Сурабхи отразились очень древние представления, восходящие еще к древнеарийской эпохе, когда основным занятием индоиранских племен являлось скотоводство, а корова была основным источником пищи и символом благосостояния.
Корова в индуизме также ассоциируется с разными дэвами и формами Бога, в частности, с Шивой, который ездит на быке Нанди, с Индрой, который тесно связан с коровой Камадхену, через которую он исполняет желания, и с Кришной, который провёл своё детство как пастушок коров и телят во Вриндаване. В том числе и поэтому пастушество в Индии издревле считалось трудом особенным, божественным.
Царя богов, повелителя небесного царства, бога света, молнии и дождя, предводителя воинства Индру нередко изображали в виде коровы.
В «Ригведе» коровы также олицетворяют свет или лучи, а реки часто сравниваются с коровами: «Коровы — священны и являются олицетворением добродетели. Они наиболее чистые и обладают самой большой очистительной силой.»
В «Атхарваведе» тело коровы представлено различными дэвами и другими элементами.
В «Харивамше» Кришна описывается как пастушок. Его там часто называют Бала Гопалой — «ребёнком, защищающим коров», или другим именем, Говинда, которое означает «приносящий радость коровам».
В Пуранах описывается, как от богини земли Притхви в форме коровы различные дэвы получали благоприятные субстанции, служившие на благо людей. В Пуранах корова объявляется матерью всей цивилизации, а молоко — одним из основных продуктов питания для людей. Подарок в виде коровы описывается как самый лучший дар, который только можно преподнести.
Вахана
Вахана от санскрита «восседать, ехать на чем-либо». Вахана - это тотем (мифический родоначальник) и одновременно олицетворение бога, чьим ездовым животным является. Вахана приумножает силу "своего" бога. Вот почему возле индуистских храмов ставили изображения вахан, и по ним сразу можно определить, кому из богов посвящен храм.
Бык Нанди — вахана великого бога Шивы. Нанди олицетворяет строгость, чистоту ума и тела, сострадание и истину. Также он символ мужества и преданности. В «Ваю Пуране» описано, что Нанди — сын мудреца Кашьяпы и Сурабхи (божественной коровы).
Статуи Нанди есть в каждом шиваитском храме, обычно Нанди изображают в поклоне алтарю с Шивалингамом. Во время танца Шивы (Тандава) Нанди подыгрывает Шиве своей музыкой.
Жертвоприношения и смерть коровы
В ведийской религии имели место ритуалы жертвоприношения коров. В жертву, однако, приносились только старые и немощные животные, которые таким образом получали возможность обрести новое тело в цикле сансары. Позднее ритуальные брахманические жертвоприношения коров были запрещены.
Не всегда священное животное живет счастливо. Индусы ее очень любят и почитают, но смерть коровы в доме считается страшным грехом. Чтобы искупить этот грех, хозяину необходимо осуществить паломничество по всем святым местам страны. По возвращении домой он обязан кормить всех брахманов в округе. Не каждый может позволить себе такое, поэтому больных коров изгоняют из дома. Вот почему в Индии так много бродячих коров.
Считается, что если индус съест корову, то в загробном мире его настигнут страшные телесные наказания. Их будет столько, сколько волосков на теле съеденной коровы.
Легенды о коровах
В древнем королевстве Патлипутра жил могущественный царь, который имел и славу, и богатства и мудрость. И только одной вещи недоставало владыке для полного счастья – сына. Когда царь, лишившись терпения, отправился посоветоваться со своим Гуру, тот сказал ему: «Однажды, выходя из храма, Ваше Величество не оказали почестей стоящей неподалеку корове. Если вы хотите сына, то вы должны найти белую как молоко корову и ухаживать за ней». Царь так и поступил: он нашел такую корову, кормил и поил ее, отгонял от нее насекомых, сопровождал ее на пастбище и даже спал рядом с ней в коровнике. Однажды из леса выскочил тигр, но царь загородил ее собой, умоляя тигра пощадить корову. Тигр возразил, что он, в качестве ездового животного Богини Дурги, тоже нуждается в жертве. Тогда царь упал на колени и предложил тигру съесть его самого вместо коровы. Тигр оказался божественным испытанием, за праведность и самопожертвование боги даровали царю наследника.
Однажды сын раджи очень сильно заболел, ему никто не мог помочь. Мальчик слабел день ото дня. Отец призывал на помощь богов, проводя дни и ночи в молитвах. В один из дней к дому пришла бродячая корова. Раджа посчитал, что это знак небес. Ребенка напоили молоком, и он стал поправляться. С тех пор считается, что молоко коровы имеет огромную силу, помогает при различных недугах.
Почитание коровы в других странах
В Древнем Египте корову, в отличие от многих других животных, никогда не приносили в жертву, ибо она считалась священным животным богини Хатхор (позднее — и Исиды), а в эллинистический период также из-за греческого мифа об Ио, которую Зевс обратил в корову, пытаясь уберечь ее от гнева своей жены Геры.
Даниэла Рябичева "Символы Индии"
Интересные факты
Эти животные свободно разгуливают даже на взлетных полосах аэродрома. Для того чтобы освободить место, используют записанные звуки рычания тигра.
Цвет
Красный цвет очень важен для индуистов. Они используют его для значимых событий, таких как свадебные торжества, рождение ребёнка, всевозможные праздники. Красный — цвет не только парадной одежды; украшения в храмах, наряды статуй особо почитаемых богов, порошок синдур, который жених наносит на пробор невесты, тоже красного цвета. Если женщина умирает раньше своего мужа, её тело облачают в красное сари, чтобы в райских мирах она встретила его как невеста. Также считается, что красный цвет — это цвет богини Шакти, олицетворяющей силу.
Оранжевый (шафрановый) — это прежде всего цвет огня. Он символизирует чистоту, прошедшую испытание огнём. Также он означает религиозный аскетизм, отказ от мирской жизни в мужской одежде (именно поэтому монахи и странствующие аскеты часто одеты в оранжевое) и верность, вечную женственность и тепло домашнего очага — в женской. В старые времена одежду оранжевого цвета носили воины из касты раджпутов. Этот цвет считается священным и означает жертвенность.
Жёлтый — цвет, символизирующий знания и учение, счастье, гармонию, медитацию, силу разума. Это цвет весны, пробуждения ума. Одежду жёлтого цвета носят боги Вишну, Шива и Ганеша, а также служители культов.
Зелёный символизирует мир и счастье, спокойствие ума. Это цвет природы, успокаивающий и одновременно радующий глаз, это цвет плодородия и жизнеспособности. В некоторых штатах это свадебный цвет, означающий счастье и жизнь.